"Смысл жизни имеет лишь жизнь,
прожитая ради других."
Альберт Эйнштейн
Кыргызстан
известен своими великолепными садами, в которых произрастают самые разные виды
и сорта деревьев: яблони, груши, абрикосы… Но нет здесь оливковых рощ, даже
отдельные деревья не растут: условия не те. И многие очень удивились бы, узнав
о существовании в нашей стране этого экзотического растения. Что ж, нам не привыкать поражать соотечественников!
Мы уже не удивляемся их удивлению, когда они впервые слышат о существовании в
Кыргызстане еврейской общины и еврейской школы в самом центре Бишкека. Пусть
удивляются! На здоровье!
А мы каждое утро, помолившись, пройдём мимо скромного
деревца оливы, растущего в кабинете биологии, и вспомним о священной земле,
откуда его привезли к нам. Вспомним и о тех людях, благодаря которым стало
возможно существование в Кыргызстане не только этой оливы, но и всей нашей
Частно-государственной еврейской школы. Наша история имеет пусть не очень
давние, но, тем не менее, крепкие и здоровые корни. Корни наши – это связь с
еврейской общиной Кыргызстана, с лучшими традициями и обычаями нашего древнего
и мудрого народа.
19 ноября – особый день в нашем календаре. В этот день Хайм
Хохштейн открыл нашу единственную в Кыргызстане еврейскую
школу. Этот добрый человек хотел, чтобы дети, живущие, по воле судьбы, далеко
от Израиля, знали своё происхождение, свою историю, изучали родной язык.
Хайм – великий человек, который не побоялся приехать на
неизвестную землю и создать маленький и уютный мирок, в котором мы не только
учимся, но и живём. Хайм старался сделать нашу учёбу полноценной и
самой лучшей, он ещё и праздники в школе умел организовать так, чтобы всем было
весело: лагерь на Песах, подарки на Хануку, карнавал на Пурим и многое другое.
Кыргызстан
известен своими великолепными садами, в которых произрастают самые разные виды
и сорта деревьев: яблони, груши, абрикосы… Но нет здесь оливковых рощ, даже
отдельные деревья не растут: условия не те. И многие очень удивились бы, узнав
о существовании в нашей стране этого экзотического растения. Что ж, нам не привыкать поражать соотечественников!
Мы уже не удивляемся их удивлению, когда они впервые слышат о существовании в
Кыргызстане еврейской общины и еврейской школы в самом центре Бишкека. Пусть
удивляются! На здоровье!
А мы каждое утро, помолившись, пройдём мимо скромного
деревца оливы, растущего в кабинете биологии, и вспомним о священной земле,
откуда его привезли к нам. Вспомним и о тех людях, благодаря которым стало
возможно существование в Кыргызстане не только этой оливы, но и всей нашей
Частно-государственной еврейской школы. Наша история имеет пусть не очень
давние, но, тем не менее, крепкие и здоровые корни. Корни наши – это связь с
еврейской общиной Кыргызстана, с лучшими традициями и обычаями нашего древнего
и мудрого народа.
19 ноября – особый день в нашем календаре. В этот день Хайм Хохштейн открыл нашу единственную в Кыргызстане еврейскую школу. Этот добрый человек хотел, чтобы дети, живущие, по воле судьбы, далеко от Израиля, знали своё происхождение, свою историю, изучали родной язык.
Из сочинений о Хайме
Бреславская Юлия, ученица 10
класса ЧГЕШ (2001г.):
«Я учусь в еврейской
частно-государственной школе с первого дня её создания. В первый же день в
школе я узнала о Хайме Хохштейне как о добром, религиозном человеке, который
хотел создать бесплатную еврейскую школу.

Сейчас я в 10 классе и понимаю,
что если бы не Хайм, моя судьба сложилась бы совсем по-другому. Я не знала бы
историю своего народа, не знала бы родного языка – иврита, но самое главное
- не умела бы чувствовать себя еврейкой.
Хаим – великий человек, который
не побоялся приехать на неизвестную землю и создать маленький и уютный мирок –
еврейскую школу, в которой мы учимся и, можно сказать, живём.
Каждый раз, когда я вижу портрет
Хаима, во мне просыпается чувство благодарности к человеку, который определил
мою судьбу и судьбы многих детей. Он навсегда останется в моём сердце родным и
близким человеком».
Абрамова Неля, ученица 10
класса ЧГЕШ (2001 г.):
«Когда я в первый раз пришла в
еврейскую школу, я почувствовала очень добрую атмосферу. Хаим объединил нас в
этой школе, создал мирок, где все друг друга знают, понимают и любят. Этот
добрейший человек лишь хотел, чтобы дети, живущие далеко от Израиля, знали
своё происхождение, историю, изучали родной язык и Тору, данную нам Богом. Он
ещё и праздники умел организовать так, чтобы всем было весело: лагерь на Песах,
подарки на Хануку, карнавал на Пурим и многое, многое другое.
Когда мы встретились в
первый раз, я отвечала у доски, и он сказал мне такие слова, которые я никогда
не забуду. Он посоветовал мне хорошо учиться и сказал, что только так можно
добиться чего-то в жизни, и добиться этого достойно.
Этому совету я следую и буду
следовать до конца жизни».
Мартынченко Саша, ученица 9
класса ЧГЕШ (2003 г.):
Виктория Васильева, ученица 10 класса ЧГЕШ (2013 г.):
Моего дедушку зовут Васильев Лев Алексеевич. Он познакомился с Хаймом Хохштейном еще до открытия ЧГЕШ. Тогда Хайм только планировал открыть школу в Бишкеке.
“Хайм Хохштейн собирался открыть школу для детей еврейской общины в Бишкеке. В то время я работал директором ТЭЦ. Хайм пришел ко мне, чтобы проконсультироваться по техническим вопросам”, - рассказывал дедушка.
Дедушка охарактеризовывает Хайма как вежливого, грамотного и образованного человека.
“Сколько раз он приезжал в Бишкек, мы практически всегда встречались. Он много рассказывал о школе. Он от всей души делал доброе дело. Таких людей мало. Я его вспоминаю с благодарностью и рад, что такой человек встретился в моей жизни”, - с улыбкой говорил дедушка.
Почему так важна для общины еврейская школа?(из прошлых публикаций)
- Потому что, доброй памяти, Хаим Хохштейн всегда ратовал за связь школы с общиной и ясно определил роль школы и еврейского образования в общинной жизни.
- Потому что Сэмюэль Векслер организовал Центр еврейского семейного воспитания и направил свои силы, средства, интеллект на поддержание нашей школы и сохранение еврейской традиции в Кыргызстане.
- Потому что единство всего нашего народа, являющееся приоритетом нашей традиции, также поддержано и со стороны «Земли обетованной»: участие в наших делах и заботах Посольства Государства Израиль ярко подтверждает это.
- Потому что Хранительницей духа нашей школы является Лиля Хохштейн-Виртхаймер.

***
Когда-то, очень давно, когда вы
были совсем маленькими, Хайм рассказал вам притчу о рыбе и рыболовной удочке.
Её смысл сводился к умению
выбрать своё будущее: утолить голод одной рыбкой или научиться ловить рыбу и
быть всегда сытым. Ваши родители десять лет назад сделали свой выбор, они
поверили Хайму и отдали детей в нашу школу. Они не ошиблись.

С любовью,
Ваша Лиля
…Вы стали взрослыми, вы узнали
свои корни, вы прониклись нашей традицией. Для этого стоит жить и вам, и нам, в
этом смысл нашей с вами жизни.
Очень хочется верить, что ваш
дальнейший путь будет так же удачен и надёжен, что вас будут по-прежнему
окружать хорошие, добрые люди, что вам всегда будет сопутствовать свет нашей
традиции и опыт нашего древнего народа.
Ничего не заканчивается – мы
остаёмся вместе и в будущем.
Пусть Б-г хранит вас. Мазл тов!
Искренне ваш,
Самуэль Векслер
Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители:
одни дарят нам только жизнь,
а другие - добрую жизнь.
Аристотель
Какими
бы мощными и сильными ни были корни дерева, все их усилия станут напрасны, если
не будет ствола, способного передать живительные соки традиций, многовековой истории народа молодым
побегам, листьям и плодам. Этот ствол должен быть в состоянии вынести на себе
все исторические ураганы и потрясения, подчас «засушливые» периоды политических
событий, чрезвычайную тяжесть ответственности за сохранность и процветание
кроны. Со стволом в нашей школе всё благополучно. Пусть он не в три обхвата,
как в более многочисленных и старых общинах Одессы, Москвы, Питера. Но свою
жизнеспособность, выносливость и силу он продемонстрировал сполна. Сердцевиной
его является, конечно же, основатель школы «При-Эц-Хаим» Хайм Хохштейн.
Его
начинания были подхвачены и поддержаны волонтёрами,
приезжавшими в далёкую горную страну с благороднейшей миссией – обучить
молодёжь ЧГЕШ языку предков, передать ей основы еврейской культуры и
мировоззрения. Даже по прошествии лет, уже вернувшись в Израиль, они продолжают
поддерживать связь с еврейской общиной в Кыргызстане, учениками и
преподавателями нашей школы.
Продолжая традиции Эсфирь Серебро в Кыргызстане.
Я пришла в еврейскую школу в 1993 году.
Одиннадцатый заканчивали только 6. Остальные мои одноклассники разъехались за эти 4 года кто куда.Но мы до сих пор дружим, несмотря на то, что нас разделяют страны и континенты.
Я всегда любила иностранные языки, а вот любовь к ивриту мне привила именно наша школа: здесь я узнала и множество новых слов, которые нам рассказали волонтеры, приезжавшие из Израиля, здесь освоила азы грамматики. Я люблю иврит и сейчас, я счастлива, что занимаюсь любимым делом.
В 1997 году меня пригласили преподавать иврит в ульпане ВЕА Сохнут. Там я работала, пока училась в университете. Также я работала в Центре изучения еврейской культуры при Кыргызско-Российском Славянском университете. За это время я посетила много семинаров, курсов, конференций в разных городах и странах. В 2002 году я поступила в Московский Государственный университет им. М. В. Ломоносова на факультет стран Азии и Африки по специальности "филология иврита". Учиться было очень интересно. Вернувшись в Бишкек, я продолжаю заниматься любимым делом - преподаю иврит в своей любимой еврейской школе.
Наконец,
школа не была бы школой, если бы в ней не работали Учителя – именно так, с большой буквы, следует писать это слово.
Потому что каждый из наших преподавателей – мастер своего дела, беззаветно
любящий детей, знающий свой предмет и всеми силами стремящийся передать нам не
только глубокие, прочные знания, но и поделиться частичкой своей души. За 19
лет существования ЧГЕШ педагогический состав, конечно, менялся, но не
радикально. Основной «костяк» педагогов, что называется, пустил здесь свои
корни, сроднился с общиной, с семьями учеников. Мы всегда вместе: и в горе, и в
радости. Не случайно ведь одна из стен школы называется «Мишпаха». Да, мы одна
большая и дружная семья. Здесь по-домашнему вкусно пахнет в столовой. Здесь
родители чувствуют себя как дома. Здесь всегда звучит звонкий детский смех,
песни, музыка. Тишина стоит только после звонка на урок: дети в еврейских
семьях традиционно любят учиться. За дверями кабинетов происходят сейчас
«чудеса просвещения». Вот они, наши бесценные учителя, наша опора и
поддержка!
Кошерландия. Сказка
Комментариев нет:
Отправить комментарий